Здравствуйте, Никита Сергеевич.
Меня зовут Олег Владимирович, я преподаю экономику и разрабатываю программы игрового обучения уже более 20 лет.
В моей статье о том, что почему - то не замечает никто, но то, что является важнейшим для нашей страны. Такое ощущение, что отключился иммунитет, как во время злокачественного заболевания проблема нарастает, а организм её не замечает. Рассчитываю на то, что Вы с вашим неравнодушным отношением к тому, что происходит в нашей стране вникните и сможете изменить ситуацию.
Нам необходимо стать успешной страной!
После перестройки наша страна оказалась в совершенно новой социально-экономической реальности: социалистическую планово-распределительную реальность заменили капиталистической рыночной. При этом перестройщики не побеспокоились о том, чтобы объяснить нам – а как собственно жить в новых условиях? Думаю, что многие просто не осознают, что произошло. Люди нашей страны совершенно не приспособлены к новым условиям. И в этой связи вполне можно говорить о массовой социокультурной безграмотности и отсталости. Представьте себе аборигена африканской деревни, которого привезли в Петербург. Есть ли у него шанс выжить. Да, но только на самом нижнем уровне социальной пирамиды. Так как уровень его культуры (социальной, коммуникативной, производственной, профессиональной и пр.) сильно отстаёт от уровня окружающих его людей. Это и есть та социокультурная отсталость, о которой идёт речь.
То же происходит и с нашим народом, которого «перетащили» из оазиса социализма, где не было ни необходимости рационализировать свои отношения с социумом, ни необходимости заботиться о будущем – квартиры давали бесплатно, лечили и учили бесплатно, зарплаты разных специалистов и работников отличались незначительно, и даже хоронили на средства профсоюза. Там многое решалось автоматически: и где жить, и где работать, и где лечиться, и где учиться и при этом доходы у всех были примерно одинаковыми. Предпринимательство было противозаконным, экономикой занималось только правительство. Цель власти была одна – заставить всех работать и всем, потом заплатить примерно одинаково, естественно с учётом идеологической специфики. И вот эту весьма большую группу аборигенов из социалистического оазиса СССР перетащили в джунгли свободных экономических отношений! И никто не понимает, что социально-экономическая культура этих людей не адекватна новым условиям жизни и, что их навыки жизни в прежних условиях не только не могут им помочь, но и становятся преградой для новой успешной жизни. Надо честно признаться, что потому, что мы формировались совершенно другой социально – экономической системе, в новой системе мы являемся катастрофически отсталыми. И это тяжёлый диагноз. Ликвидация этой отсталости – главная задача нашей страны, если мы не хотим плестись в хвосте цивилизованного мира. И на ближайшие годы эта задача должна приобрести статус Национальной идеи.
Мы являемся страной с успешными инженерами, художниками, с выдающимися гениями сферы литературы, театра и кино. Также мы достигли хороших результатов во многих научных и спортивных направлениях. Но только не в экономике. Здесь полный провал: и неэффективная государственная экономическая политика, и крайне низкая эффективность большинства российских компаний и огромные проблемы у обычных людей, связанные с неумением распоряжаться своими финансами.
Давайте попробуем разобраться - почему так?
Без сомнения - корень проблемы в системе образования.
Обучение музыке, рисованию, техническим видам деятельности и многому другому, в чём мы преуспели, начинается в самом раннем возрасте. А вот экономике нет.
Также у нас есть большое количество всевозможных кружков - от вязания на спицах до робототехники. Кружков, где дети занимались бы экономикой с раннего возраста, нет. У нас нет детских фирм, где будущие капитаны экономики оттачивали бы своё мастерство. Да и, чего греха таить, у нас нет самого главного - педагогов, которые бы могли на хорошем уровне организовать такое обучение с ранних лет, и также нет программ обучения, или эти программы малоэффективны. Здесь надо сказать, что в начале перестройки (в 90 годы) разумные педагоги разработали множество хороших программ обучения экономики и во многих школах тогда был предмет Экономика. Сегодня это всё потеряно, Экономика как самостоятельный предмет выведена из школьной программы. И это свидетельствует о том, что одним из проявлений социокультурной отсталости является то, что те, кто управляет страной, судя по всему, даже не осознают проблему. А иначе, почему они не принимают никаких мер, чтобы ликвидировать эту отсталость?
Никто не станет спорить с тем, что для того, чтобы у человека сформировался необходимый комплекс навыков и знаний для решения сложных задач из любой сферы человеческой деятельности, обучение должно начинаться с самых ранних лет. Ведь известно: чтобы подготовить будущую звезду балета, музыки, математики или спорта, обучение надо начинать с детского сада. Но при этом мы считаем нормальным, когда обучение экономике у нас сегодня начинается только в старшей школе. Если бы так обстояло дело с математикой или балетом, у нас бы точно не было выдающихся математиков и звёзд балета, которыми мы гордимся. Или экономика – это простейшая наука, для которой и так сойдёт? Надо это срочно изменить!
Также наша страна находится в очень невыигрышном положении по сравнению с другими странами, где люди живут в условиях капитализма уже столетия и из поколения в поколение передают опыт и знания, необходимые для успешной жизни в условиях рыночной экономики. У нас этот опыт дети от старших получить не могут.
Давайте разберёмся, а что собственно такое экономика? Существует много различных определений. Вот, пожалуй, самое лаконичное и наиболее точно отражающее суть:
«Экономика - это наука о рациональном использовании имеющихся ограниченных ресурсов. Чтобы они принесли наибольшую пользу».
При этом речь идёт о ресурсах, имеющихся в распоряжении государства, региона, предприятия, домашнего хозяйства и отдельного человека. Вот этому – рациональному использованию имеющихся ресурсов, в нашей стране и не учат. И о какой экономике в итоге может идти речь?
Вот и получается, что самый богатый любыми (и интеллектуальными и природными) ресурсами народ влачит довольно жалкое существование и даже не может справиться с массовой бедностью.
Сегодня экономика развивается по направлениям, задаваемым и финансируемым государством: финансируются инфраструктурные проекты, отдельные предприятия и целые отрасли. Там дела ведутся из рук вон плохо. Да, есть ещё пресловутый малый бизнес, который на 80% работает по схеме: «взял в одном месте – продал в другом», или по схеме: «делаю, что умею и как умею», и который барахтается, перепрыгивая через многочисленные барьеры, наставленные хитроумными законодателями, чиновниками и другими лоббистами интересов монополий, которые зорко следят, чтобы у их хозяев не появились вдруг успешные конкуренты. В итоге имеем то, что имеем - малоэффективную и слабеющую экономику с катастрофически низкой производительность труда и как следствие унизительно – пренебрежительное отношение к нашей стране и её интересам со стороны успешных и развитых держав.
Важно: эффективное развитие экономики – это не то, развитие, которое происходит под управлением государства и финансируется государством. Развитие экономики – это процесс рационального (в т.ч. активного и эффективного) использования имеющихся ресурсов, который происходит везде – и в жизни отдельного человека и в деятельности предприятия и региона и государства. Везде и одновременно! Процесс, который в основном управляется важнейшей движущей силой – желанием максимально эффективно использовать имеющиеся ресурсы, чтобы получить наибольшую пользу. Естественно, при соблюдении действующих законов. Только такая экономика, которая развивается везде – от домашнего хозяйства до государства может быть успешной! А такую экономику могут создавать только подготовленные люди.
Если говорить конкретно, считаю, что надо сократить часть программ по некоторым школьным предметам, или сократить время, отведённое на них. Речь идёт о тех предметах, которые важны, но не являются сверхактуальными для решения задач выживания нашей страны. И высвободившееся время надо использовать для занятий экономикой. При чём, обучать экономике и формировать экономический образ мышления надо с первого класса, параллельно с обучением чтению и письму, как это было в 90-е.
Экономический образ мышления – это умение выявлять и оценивать возможности (ресурсы) плюс знания (в т.ч. наличие проверенных временем моделей действий) того, как эти возможности с высокой эффективностью реализовать для получения пользы для себя и для общества.
Кроме того, система дополнительного образования также должна быть сориентирована на деятельность, направленную на формирование и развитие экономических знаний и навыков. Должны появиться многочисленные экономические кружки, экономические клубы, детские, школьные и студенческие фирмы, естественно с символическим налогообложением и с минимумом ограничений в деятельности. Естественно для этого государством должна быть подготовлена соответствующая законодательная база, поставлены конкретные задачи педагогическим вузам и выделено достойное (с учётом актуальности задач) финансирование.
Также крайне важной является настройка СМИ и организаций культуры на всевозможную популяризацию и пропаганду экономических знаний, распространение информации об успешных предприятиях, распространение опыта успешных людей. Художественные фильмы, спектакли, литературные произведения должны рассказывать о предпринимателях, руководителях организаций и экономистах как об особенных людях, от деятельности которых зависит будущее страны. И вообще надо формировать в обществе положительное отношение к сфере экономики и людям, работающим в ней. Стать бизнесменом, управленцем или экономистом должно быть престижно. Мальчишки и девчонки должны с ранних лет мечтать стать предпринимателями, ровняться на звёзд экономики. Чтобы в эту сферу шли лучшие из них.
Надо также заметить, что чем раньше мы это поймём и чем раньше приступим к решению этих задач, тем больше у нас будет шансов не отстать ещё больше от ведущих государств. Ведь в этих государствах эту проблему осознали давным-давно и там направляются огромные ресурсы на экономическое образование наивысшего уровня. Не говоря уже о том, что экономическая культура у них передаётся из поколения в поколение. Об этом свидетельствует и то, что крупнейшие российские компании («Лукойл», «Газпром», «АвтоВаз» и пр.) управляются варягами – наёмными топ менеджерами, которые получили образование и квалификацию не в России.
Недавно в выступлении одного нашего чиновника из сферы образования по поводу задач, которые надо решить для подготовки специалистов для цифровой экономики, прозвучало следующее: «кадры то мы подготовим, но вот найдут ли они себе место в той экономике, которую мы имеем?» Так может быть стоит начать с кадров, которые создадут такую экономику?!
Наконец – то нам всем надо понять, что предприниматели – это особая категория, порода, человеческий тип, национальность, вид, если хотите. Это особая биологическая культура, особенный штам людей. Это – особенные люди, которые умеют взять нечто и превратить в что – то! У нас нет этого типа людей! L А без этих людей нам не выжить, не иметь развития и быть обречёнными на прозябание. И все инвестиции без этих людей будут неэффективны! Нам надо выращивать и культивировать и всячески оберегать этих людей, надо возрождать то, что было безжалостно уничтожено в прошлом.
Нет задач, которые не по силам народу победившему фашизм и первому отправившего человека в космос, народу который прославил себя сотнями и тысячами талантливейших людей. Надо нам осознать проблему и всем миром навалиться. Мы это умеем, если захотим!
И тогда у нас есть шанс на возрождение. Другого пути просто нет. Ну не построят дворец люди без строительного образования и не создадут эффективную экономику экономически малограмотные люди. Пока у нас не будет высококлассного экономического образования, которое должно начинаться с ранних лет, у нас не будет звёзд экономики мы не преодолеем нашей социокультурной отсталости и будем мы плестись в хвосте цивилизации в числе слаборазвитых стран. Этим наша страна напоминает малограмотного мигранта, который может выполнять только самую грязную и низкооплачиваемую работу и которого не обидит только тот, кто не захочет. Как это происходит сегодня.
Более подробная информация о текстовых форматах
живу в московской области. условия не самые лучшие, но думаю смогу подселить. если совсем плохо, пишите, хорошего человека на улицу точно не выгоню.
Здравствуйте , Андрей! Меня зовут Никитина Екатерина я не пропускаю ни одной вашей передачи.
Добрый день, Уважаймый Павел Дуров, я все понимаю у вас тоже кризис инфляции, но я вить прошу у вас совсем не много электронных денег, для вас это просто пустячок, а для меня это жизнь о которой я
Жаль, что не находятся желающие мне помочь. Не оставляю надежды, ведь скоро праздник! Мне не до веселья, очень больно и сложно. Помогите пожалуйста, неравнодушные люди!
Ну и овца эта пенсионерка! Теперь рубрику про книги смотреть невозможно
Ответ на моё обращение так и не был получен...
Я работал на площадке ,,Буратино,, август-сентябрь 2024 года.
Я немног снялся в массовке ,,Буратино,,
Абсолютно согласна с автором. Хочу добавить, что на просторах интернета слишком много англицизмов, хотя многим словам есть достойные русские синонимы!
Хочу, чтобы знали ,что есть такой врач которому хочется сказать огромное спасибо
Пожалуйста!!!
Надо навести порядок в работе автобуса №300!